1930 – 1939

Илья Сергеевич Глазунов родился в семье ученого С. Ф. Глазунова и О. К. Глазуновой (Флуг). Поступает в детскую школу искусств, затем — в художественную школу на Петроградской стороне.

1930

Родился в Ленинграде 10 июня. Отец - Сергей Федорович Глазунов, историк, экономист, доцент Ленинградского Государственного Университета, входил в состав Бюро социологов России под председательством Питирима Сорокина. Мать – Ольга Константиновна Глазунова (урожденная Флуг).

1935

Делает один из первых рисунков - «Орел в горах».

1936

Отдается родителями в Детскую школу искусств на территории Лопухинского сада (тогда - имени Дзержинского).

1938

Лето проводит с родителями на даче в деревне Бетково под Лугой. Осенью поступает в художественную школу на Петроградской стороне. Занимается под руководством учителя рисования Глеба Ивановича Орловского.

1939

1 сентября – Германия нападает на Польшу, начинается Вторая мировая война.

1940 – 1949

Во время Великой Отечественной войны в Ленинградской блокаде погибают родные И. С. Глазунова. 11-летнего Глазунова эвакуируют на Большую землю. На новом месте жительства, в Новгородской области, Глазунов посещает школу, делает зарисовки из крестьянской жизни. В конце войны возвращается в Петербург и поступает в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, активно занимается живописью. Посещает Таллин, Москву, Киев. В Киево-Печерской лавре старец отец Тихон отговаривает художника от монашества и благословляет на мирскую жизнь.

1940

Делает рисунки «Зимний вечер» и «Бой с белофиннами». Первое печатное упоминание Ильи Глазунова в одной из рецензий журнала «Юный художник».

1941

22 июня – начало Великой Отечественной войны. С июня живет на даче в поселке Вырица под Ленинградом. В конце июня дядя будущего художника, ученый-медик и собиратель русской живописи Михаил Федорович Глазунов назначается главным патологоанатомом Северо-Западного фронта. В августе возвращается с семьей в город при приближении немецких войск. Отец, имеющий «белый билет», отказывается от эвакуации.

1942

В квартире на Петроградской стороне, где живет Глазунов, умирают от голода родственники: дядя по матери китаист Константин Константинович Флуг (январь), отец Сергей Федорович Глазунов (январь), бабушка Елизавета Дмитриевна Флуг (февраль). Остается один с умирающей матерью. 21 марта 11-летнего Илью эвакуируют по Дороге жизни на Большую землю, где он проводит месяц в госпитале, а затем попадает в деревню Гребло в Новгородской области. В конце апреля получает последнее письмо от матери, а в начале мая узнает о ее смерти. Осенью начинает посещать среднюю школу в соседнем селе Кабожа. Тогда же его дядя, Михаил Федорович Глазунов, становится главным патологоанатомом Советской Армии. Много занимается рисованием. Делает зарисовки из крестьянской жизни, сочиняет композиции «1812 год (Отступление)», «Дубровский и Маша» и др.

1943

Продолжает посещать школу в Кабоже. Читает произведения русских классиков и монографии по русской истории, которые получает из Ленинграда от сестры матери Агнессы Константиновны и ее мужа Николая Николаевича Монтеверде, в том числе «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Сказание о русской земле» А.Д. Нечволодова, книги о жизни великих полководцев. Думает о поступлении в Суворовское училище.

1944

31 мая приезжает с Михаилом Федоровичем Глазуновым в Москву, где проводит все лето. Живет в гостинице «Новомосковская» напротив Кремля. Видит ежедневные салюты в честь побед Советской Армии и проход пленных немцев по Москве. В конце августа возвращается в Ленинград и в сентябре поступает в среднюю художественную школу №3 при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учится у Галины Васильевны Рысиной.

1945

9 мая – День победы над фашистской Германией. Летом работает на этюдах под Ленинградом, в Лавриках и Кавголово. 6 и 9 августа ядерная бомбардировка японских городов Соединенными Штатами Америки. 9 августа Советская Армия начинает Манчжурскую операцию против Японии. 2 сентября – подписание акта о капитуляции Японии и окончание Второй мировой войны. В здании Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина возобновляет свою деятельность академический музей античных слепков. Делает рисунки «Инженерный замок», «Петербург Петра I» и др.

1946

Учится у Марии Яковлевны Перепелкиной. Делает эскиз с изображением моряков, врывающихся в штаб немцев, на конкурс «Отечественная война» и композицию по впечатлениям «Балетная школа» (акварель). В мае открывается Русский музей. С июля отдыхает в пионерском лагере в Сиверской под Ленинградом. Много работает над этюдами. Пишет портрет своего дяди Михаила Федоровича Глазунова, известного ученого-медика и коллекционера живописи Серебряного века. Всех учащихся группы, в составе которой учится Глазунов, записывают в комсомол.

1947

Зимой совершает поездку в Таллин. Летом работает на этюдах под Лугой, в деревне Бетково. В сентябре посещает Москву в дни торжественного празднования 800-летия города, останавливается у Лилии Ефимовны Яхонтовой. Там впервые знакомится с экспозицией Третьяковской галереи, открывшейся после войны. Из Москвы отправляется в Киев. При посещении Киево-Печерской лавры испытывает желание стать монахом. Лаврский старец отец Тихон отговаривает художника и благословляет на мирскую жизнь: «стать художником, чтобы бороться со злом в мире». Знакомится с Николаем Андриановичем Праховым, сыном известного искусствоведа Андриана Викторовича Прахова, руководившего росписью киевского Владимирского собора. Слушает его рассказы о Михаиле Александровиче Врубеле, Викторе Михайловиче Васнецове, Михаиле Васильевиче Нестерове и других «соборянах».

1948

Зимой после экзаменов совершает поездку в Лугу, где пишет этюды. На весенних каникулах посещает Углич. Осенью принимает участие с этюдом «Портрет старушки» в выставке детского творчества в честь 30-летия комсомола, устроенной в залах Дворца пионеров имени А.А.Жданова. В газете «Ленинградская правда» от 28 октября в статье о выставке упоминается работа Глазунова «Старушка под солнцем». Пишет «Портрет учительницы Трубчевской», «Углич. Мальчик в тужурке», эскиз «Казаки в дозоре».

1949

Летом живет в деревне Бетково под Лугой, пишет этюды, а затем вместе со студенческими отрядами Ленинградского университета работает на сооружении Пожарищенской ГЭС на Карельском перешейке. Пишет этюд «Старик с топором (Дед Матюшка из деревни Бетково под Лугой)» и другие.

1950 – 1959

Обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Проводит студенческие практики в Юкках, Васильсурске на Волге, Плесе и Угличе, на строительстве Куйбышевской ГЭС. Пишет дипломное полотно «Дороги войны», которая в итоге было отвергнуто ученым советом. Знакомство и вступление в брак с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа.

Знакомится с Л. Л. Оболенским, беседы с которым формируют интерес к личности Достоевского и древнерусской живописи. Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам «Идиот» и «Бесы».

Получает Гран-при международного художественного конкурса, организованного журналом «Всемирные студенческие новости». Первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусств в Москве, которая вызывает большой резонанс и споры.

1950

Летом работает под Лугой, в Бетково. Затем совершает поездку по Волге, останавливается на два месяца в Плесе, где также работает над пейзажными и портретными этюдами. Создает портрет библиотекаря Института экспериментальной медицины Василия Гавриловича Ушакова.

1951

Заканчивает художественную школу и поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. На вступительных экзаменах пишет натурный этюд «Старик», получивший высокую оценку комиссии. Посещает мастерскую Андрея Андреевича Мыльникова и пользуется его советами. Показывает свои работы Михаилу Георгиевичу Платунову, профессору кафедры рисунка, одному из последних учеников Павла Петровича Чистякова. Копирует рисунки старых мастеров и «Афинскую школу» Рафаэля. Пишет портрет литератора и юриста Сергея Карловича Вржосека, эскиз на историческую тему «Тревожная весть», этюд «Мать» для картины «Дороги войны».

1952

Свою первую студенческую практику проходит летом в Юкках, в одном из колхозов Ленинградской области, где собирает материалы для темы, посвященной колхозной жизни. Пишет эскиз «Рождение теленка». Продолжает практику в Васильсурске на Волге, в Плесе и Угличе. Сочиняет композицию по наблюдениям «В столовой». Копирует в Эрмитаже картину Паоло Веронезе «Поклонение волхвов», пишет «Портрет В.К.Берхман», композицию на заданную тему «Возвращение Ленина в Петроград» и др.

1953

Зимой совершает поездку в Киев, осматривает храм Святой Софии и другие исторические достопримечательности города. Рисует в смешанной технике графический портрет певицы («Надя») из Государственной хоровой капеллы УССР «Думка». В марте едет в Москву, чтобы увидеть похороны Иосифа Виссарионовича Сталина. Задумывает большое полотно «Дороги войны». Летом посещает Плес и другие волжские города. Пишет этюды «Старик» и «Старик. Деревня». Со второй половины лета проводит студенческую практику на строительстве Куйбышевской ГЭС. Находится там до октября. Создает портретные этюды заключенных, занятых на стройке. В сентябре Первым секретарем ЦК КПСС становится Никита Сергеевич Хрущев.

1954

В марте начинает композицию «Последний автобус». Летом и осенью до начала октября живет в Каневе на Украине. Там много работает на пленэре. Пишет живописные произведения «Канев», «Каневская девочка», «Девушка в розовом. Канев», «Канев. Дубы». Вернувшись в Ленинград, знакомится со студенткой кафедры истории искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа, своей будущей женой. С осени распределяется в мастерскую профессора Юрия Михайловича Непринцева, но подает заявление Борису Владимировичу Иогансону с пожеланием учиться у него – ученика Константина Алексеевича Коровина. Создает жанровые портреты «Моя тетя Агнесса Константиновна Монтеверде» и «Портрет пианистки Марины Дранишниковой у рояля», картины «Улетел», «У самовара», эскиз «Джордано Бруно», а также рисунок соусом «Нина в шубке» - первый портрет будущей жены.

1955

Зимой заканчивает картину «Последний автобус», положившую начало циклу произведений на тему города. Весной работает над городскими пейзажами «Ленинградская весна», «На скамейке», «Весенняя Нева». Делает рисунки и этюды к полотну «Дороги войны».

1956

25 февраля Никита Сергеевича Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ЦК по окончании XX съезда КПСС. Весной вместе с женой совершает поездку в Кижи. Летнюю преддипломную практику проводит в Сибири, на родине В.И. Сурикова, в Красноярске и Минусинске. Знакомится с актером Леонидом Леонидовичем Оболенским, беседы с которым способствуют формированию интереса к личности Федора Михайловича Достоевского и древнерусской живописи. Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам писателя «Идиот» и «Бесы» - «Князь Мышкин», «Рогожин», «Настасья Филипповна», «Смерть Шатова», «Верховенский и Лямшин», которые в том же году приобретает Музей Достоевского в Москве. В Ленинграде трудится над большим дипломным полотном «Дороги войны», а также картинами «Андрей Рублев» и «Джордано Бруно». Создает эскиз «Русский Икар». Совершает поездку в Москву, где портретирует писателя Николая Павловича Анциферова, поэтессу Ксению Александровну Некрасову, актрису Людмилу Ивановну Касьянову, режиссера и литератора Лилию (Еликониду) Ефимовну Яхонтову (Попову), Николая Глазкова. Начинает работу над иллюстрациями к произведениям Александра Александровича Блока и серией «Ленинградская блокада», пишет цикл работ, посвященный теме любви: «Двое», «Сумерки» и др. Летом получает предложение послать картину на международный художественный конкурс, организованный журналом «Всемирные студенческие новости», издающимся в Праге. За работу «Юлиус Фучик (Поэт в тюрьме)» получает Гран-при. Женитьба на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа. Медовый месяц молодожены проводят в Старой Ладоге. В Ленинграде в октябре по заданию журнала «Театр» делает графические портреты актеров Национального народного театра (Theatre National Populaire) из Франции – Марии Казарес, Моник Шометт, Даниэля Сорано и других, а несколько позднее – портрет главного режиссера Большого Драматического театра в Ленинграде Георгия Александровича Товстоногова.

1957

В связи с победой на Международном конкурсе студентов в конце января в Центральном доме работников искусств в Москве по инициативе Комитета молодежных организаций (КМО) и его руководителя Лена Вячеславовича Карпинского, при поддержке директора ЦДРИ Бориса Михайловича Филиппова, пианиста Якова Владимировича Флиера, членов правления художника-карикатуриста Бориса Ефимовича Ефимова, балерины Ольги Васильевны Лепешинской и других открывается первая персональная выставка Глазунова, где представлено около восьмидесяти произведений живописи и графики. 5 февраля происходит обсуждение выставки, на котором присутствует более тысячи человек. Выставку дважды посещает министр культуры Николай Александрович Михайлов. Знакомится с поэтом Евгением Александровичем Евтушенко, поэтессой Бэллой Ахатовной Ахмадулиной, писателем Константином Георгиевичем Паустовским и др. 7 февраля в американской газете «New York Herald Tribune» публикуются заметки о выставке Глазунова собственного корреспондента из Москвы, озаглавленные «Социалистический реализм это или нет?». Во время выставки получает сообщение из Ленинграда, что исключен из Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, но почти сразу же его восстанавливают ввиду благоприятного отзыва министра о выставке. 22-23 февраля происходит совещание художников в ЦК КПСС, на котором, в частности, рассматривается случай с выставкой Глазунова. В мае получает отказ от Исполкома Ленсовета на просьбу о предоставлении мастерской в Ленинграде. Оканчивает Институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской Бориса Владимировича Иогансона. Ввиду отвержения Ученым советом института картины «Дороги войны» в качестве дипломной работы представляет написанную по рекомендации Совета по старому эскизу картину «Рождение теленка», за которую получает посредственную оценку. Распределяется в качестве преподавателя рисования и тригонометрии сначала в Ижевское ремесленное училище, затем - в Иваново, откуда, ввиду отсутствия надобности в учителе, перебирается в Москву, где поселяется у друзей. Летом, в дни IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов, принимает участие в работе международной художественной студии в ЦПКиО, экспонирует свои работы на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства, проходящей в рамках фестиваля. В каталоге выставки искусствовед Владимир Павлович Толстой подвергает резкой критике картину «Сумерки» за отличие от «подавляющего числа произведений советского отдела, проникнутых духом жизнеутверждения», как формой, так и настроением. Знакомится с итальянским критиком Паоло Риччи польским актером Збышеком Цибульским. С осени живет в общежитии Московского государственного университета, подрабатывает грузчиком на Рижском вокзале. По предложению актрисы Тамары Федоровны Макаровой и режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова делает эскизы для фильма «Память сердца», который снимает Татьяна Михайловна Лиознова. Эскизы принимаются, но из-за возникших идейных разногласий с режиссером художником-постановщиком назначается Ной Иосифович Сендеров. В конце декабря селится с женой в коммунальной квартире на улице Воровского (ныне – Поварская) в четырехметровой кладовке, принадлежащей испанскому скульптору Дионисио Гарсиа, где он хранил свои материалы.

1958

Знакомится с поэтом, автором гимна СССР, Секретарем Союза писателей СССР, Сергеем Владимировичем Михалковым, который, по выражению художника, стал его благодетелем. В феврале пишет по просьбе дуайена дипломатического корпуса, посла Швеции в СССР Рольфа Сульмана портрет его жены Зинаиды Александровны, урожденной княгини Оболенской. Получает, благодаря хлопотам Михалкова, однокомнатную квартиру на окраине Москвы, на площади Ромена Роллана. Одновременно снимает двухкомнатную квартиру на Кутузовском проспекте, где по просьбе жен дипломатов, направленной в Министерство иностранных дел СССР, начинает проводить с ними занятия по рисованию. В гостинице «Москва» создает графический портрет мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса. Пишет ряд произведений, проникнутых настроением тоски и одиночества: «Метро», «Клетка», «Осенние листья», «Одиночество», «Лестница (Автопортрет)» и др.

1959

Пишет портреты Сергея Владимировича Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Назыма Хикмета, Майи Луговской, писателя Анатолия Рыбакова, актрисы Татьяны Самойловой, режиссера Михаила Калатозова. Зимой по заказу польского журнала «Докола свята» исполняет графический портрет итальянского певца Марио дель Монако. В Неаполе итальянский искусствовед Паоло Риччи выпускает монографию «Илья Глазунов». Создает несколько жанровых произведений, в которых отношение художника к современной советской жизни обретает критически-гротесковый характер: «Во дворе», «Советские дети переходят улицу», «Советский праздник» и др.

1960 – 1969

И. С. Глазунов декларирует свою творческую позицию в статьях в печатных изданиях и автобиографической книге «Дорога к тебе. Из записок художника».

Много путешествует и работает на Русском Севере. В картинах дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По приглашению итальянских деятелей культуры посещает Италию.

Входит в оргкомитет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Становится организатором и руководителем «Клуба любителей древнерусского искусства», позже получившего название патриотического клуба «Родина».

Работает над иллюстрациями к произведениям Куприна, Лермонтова, А. К. Толстого.

Выставка, организованная в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве («Манеж»), закрывается через пять дней по требованию Московского союза художников.

Пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Поездки и выставки в Копенгагене, Париже, Лаосе. Во время поездки во Вьетнам создает более 150 работ — «Вьетнамский цикл». Принят в Союз художников СССР.

1960

По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Вернисаж выставки в Катовице посетил Генеральный секретарь коммунистической партии Польской народной республики Эдвард Герек. Пишет портреты актрисы Беаты Тышкевич, актера Густава Холобека, дирижера Витольда Равицкого и др. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию. Знакомится с писателем и поэтом Владимиром Алексеевичем Солоухиным, который обратился с просьбой сделать обложку его книги. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Зимой совершает поездку в Боровск и Ростов Великий, Архангельскую, Вологодскую и Рязанскую области. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.

1961

Зимой вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым совершает поездку в Харьков к известному врачу-психиатру Казимиру Марковичу Дубровскому, лечившему от заикания. Исполняет его графический портрет. Во второй половине апреля, вскоре после полета Юрия Гагарина в космос, делает графический портрет космонавта. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. В июле во время II Международного кинофестиваля в Москве его находят «звезды» итальянского кино: актриса Джина Лоллобриджида, режиссеры Лукино Висконти и Джузеппе де Сантис, сценарист Эннио де Кончини. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Во Владимире случайно знакомится с бывшим депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным и вскоре рисует его графический портрет. Поздней осенью посещает Нижний Новгород, Городец, Семенов и места, связанные с легендами о Граде Китеже. Создает портреты писателей Михаила Николаевича Алексеева, Георгия Дмитриевича Гулиа, Антонины Дмитриевны Коптяевой.

1962

Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться…», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». В конце июля – начале августа экспонирует несколько произведений в рамках VIII Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. 26 декабря выступает с речью на совещании творческой молодежи в ЦК КПСС, формулирует свое отношение к задачам творчества, к состоянию современного искусства и говорит о тяжелом положении с охраной памятников русской культуры. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других. Для пропаганды древнерусской культуры начинает работу по созданию патриотического клуба, вокруг которого хочет объединить молодежь. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

1963

Весной первый раз едет в Италию по приглашению Лукино Висконти, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Джузеппе де Сантиса, Альберто Моравиа и других деятелей культуры. Делает графические портреты Джульетты Мазины, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Клаудио Кардинале, Сальваторе Адамо, Доменико Модуньо, Эдуардо де Филиппо, Аниты Экберг и др., а также живописный портрет Лоллобриджиды. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio. На пресс-конференциях резко выступает с критикой абстракционизма и современных течений в искусстве, подчеркивая значение ценностей христианской цивилизации. Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Совершает поездку в Заволжье. Пишет картину «Русский Икар». Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики.

1964

Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Пишет портрет М.Ю. Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Пишет картину «Русский Икар». Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать?», подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики №2 для журнала «Молодая гвардия». В октябре на пленуме ЦК КПСС происходит смещение Никиты Сергеевича Хрущева со всех должностей. Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев.

1965

В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Входит в его организационный комитет. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. У Кириллова монастыря». В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Из записок художника». Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. В ресторане» и др. Выходит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова.

1966

В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В сентябре едет в Данию по приглашению для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. 11 ноября умирает дядя художника Михаил Федорович Глазунов, оказавший большое влияние на его творческое воспитание. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».

1967

В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «Комсомольская правда». Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. По возвращении художника в Москву этот цикл демонстрируется в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). Принят в Союз художников СССР по секции графики. Рекомендации дают Борис Ефимович Ефимов, Орест Георгиевич Верейский и Георгий Григорьевич Нисский. Осенью работает в Лаосе по приглашению короля, где пишет портреты членов королевской семьи и пейзажи, создает графические листы, изображающие современную жизнь лаосцев. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

1970 – 1979

Работает над иллюстрациями к произведениям Достоевского, Некрасова, Блока, Лескова, Гончарова. Первая выставка в Ленинграде, в окружном Доме офицеров, закрывается по указанию Ленинградского обкома КПСС. Выходит первая в СССР монография о художнике. Творческая командировка в Чили, поездка в Индию. Рождение дочери Веры. Поездка в Финляндию, выставка в Хельсинки и Стокгольме (Швеция). Выставка в городах ФРГ и ГДР. Художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.

Творческая «ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали, создание серии «БАМ». Посещение Оптиной пустыни. Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка в Токио (Япония).

Вместе с женой работает над художественным оформлением оперы Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере. Начинает преподавать в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.

В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово».

1970

Создает иллюстрации к повестям Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи», а также к собранию сочинений Николая Алексеевича Некрасова, стихотворениям «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и другим.

1971

Получает приглашение от премьер-министра Индии Индиры Ганди, недовольной своим портретом, написанным Дмитрием Аркадьевичем Налбандяном, приехать в Индию для написания ее портрета, но художника не выпускают из страны. Работает над иллюстрациями к поэтическим циклам Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной даме», «Снежная маска», а также к отдельным стихотворениям.

1972

Первая выставка в Ленинграде, в окружном Доме офицеров на Литейном проспекте, которая закрывается по указанию Ленинградского обкома КПСС. 1 ноября властями закрывается клуб «Родина», существовавший с 1964 года. Пишет несколько полотен на темы из древнерусской истории: «Князь Олег и Игорь», «Летописец», «Перун». Выходит первая в СССР монография о художнике, написанная И.В.Языковой (М., «Изобразительное искусство»). Создает портреты членов Политбюро ЦК КПСС Алексея Николаевича Косыгина, Михаила Андреевича Суслова, Кирилла Трофимовича Мазурова.

1973

Издана повесть Достоевского «Белые ночи» с иллюстрациями Глазунова (М., «Художественная литература»). В мае – июле творческая командировка в Чили от Агентства печати «Новости». Портретирует президента Чили Сальвадора Альенде. 18 июля в Сантьяго открывается выставка работ по результатам поездки. Выставку открывает Альенде. На обратном пути из Чили останавливается в Нью-Йорке. В конце лета у Глазунова в Москве гостит Василий Витальевич Шульгин. 11 сентября во время военного переворота гибнет Альенде. При штурме дворца Ла-Монеда сгорает портрет Альенде. Выходит альбом «Чили глазами художника» (М., Изобразительное искусство). В сентябре открывается выставка «Чили под знаменем Народного единства» в выставочном зале Союза художников СССР в Москве. Едет по приглашению Общества памяти Юхо Паасикиви в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. В ноябре едет по приглашению в Индию для создания портрета премьер-министра Индиры Ганди, который пишет за 12 дней. Посещает древние города Индии и осматривает их достопримечательности. 30 ноября присваивается звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». По желанию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева пишет его портрет. Работает над иллюстрациями к произведениям Николая Семеновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др. для собрания сочинений писателя в шести томах, выходящего в библиотеке «Огонька», к поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос». 30 января рождение дочери Веры.

1974

В мае присуждается премия Союза журналистов СССР «за серию рисунков о Чили». Летом выставка в Стокгольме (Швеция) в Мармур-халле, где экспонируется около 180 живописных и графических работ. Пишет два портрета шведского короля Карла XVI Густава. 29 августа в газете «Советская Россия» за подписью Глазунова и нескольких членов Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР публикуется письмо с призывом о создании Центрального музея народного творчества. Осенью снова посещает Стокгольм по приглашению шведского бизнесмена Акселя Юнсона. Пишет портрет Юнсона и его жены. Вместе с архитектором Александром Поликарповым разрабатывает проект Музея искусства Палеха, над которым работает до 1978 года. Пишет полотна на историческую тему «Былина» и «Иван Грозный», а также «Портрет Иннокентия Смоктуновского с дочерью».

1975

Работает над иллюстрациями к двухтомному собранию сочинений Ивана Саввича Никитина, выходящему в издательстве «Правда». Выпущен альбом «Песнь о Чили» (М., Издательство агентства печати Новости). В январе – феврале проходит выставка в Хельсинки (Финляндия) в городском выставочном зале «Taidehalli». На открытии присутствует президент Урхо Кекконен, написавший предисловие к каталогу. На ней экспонируется около 150 произведений живописи и графики. Выставку посетило сорок тысяч, рекордное для Финляндии число зрителей. В марте в Дели художнику вручается премия имени Джавахарлала Неру за портрет Индиры Ганди и укрепление индийско-советской дружбы. В мае посещает Париж, где, в частности, знакомится с балетмейстером и коллекционером Сергеем Михайловичем Лифарем. Летом проходит выставка в городах Германской Демократической республики – Берлине (Altes museum) и Лейпциге. По заказу Министерства культуры ГДР пишет ряд портретов выдающихся людей Восточной Германии, в том числе певца и актера Эрнста Буша. Получает приглашение от директора Государственной Берлинской оперы Ганса Пишнера поработать над постановкой оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина и подписывает с театром контракт. В середине ноября открывается выставка в Западном Берлине, в галерее «Дом Делёра», где представлено более 100 работ. Выставка имеет большой успех и продлевается на несколько дней. В декабре в Берлине художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.

1976

В феврале в числе немногих присутствует на похоронах Василия Витальевича Шульгина на кладбище «Байгуши» во Владимире. 20 октября в московском кинотеатре «Октябрь» проходит премьера документального фильма «Художник Илья Глазунов» (режиссер - Павел Васильевич Русанов). Весной и летом проходят выставки произведений художника в городах Федеративной Республики Германии – Дюссельдорфе, Кельне, Штутгарте и Гамбурге. Будучи в Германии, дает интервью корреспонденту радиостанции «Свобода» Олегу Антоновичу Красовскому, в котором излагает свой взгляд на развитие искусства в XX веке. В Кельне в гостинице «Интерконти» заканчивает задуманную в 1968 году картину «Мистерия XX века», которую осматривает премьер-министр Баварии и Генеральный секретарь партии Христианско-социальный союз Франц Йозеф Штраус. В ноябре Леонид Ильич Брежнев передает в дар президенту Югославии Иосипу Броз Тито его портрет, написанный Глазуновым. Награждается Серебряной медалью Всемирного Совета мира. Выход в ФРГ книги Джона Баррона «КГБ. Письмо девяти», в которой автор обвиняет художника в связях с этой организацией. 3 декабря иск о клевете, поданный Глазуновым, был удовлетворен судом в Гамбурге. За распространение клеветы в печатном виде на ответчика налагался штраф в шестьдесят тысяч западногерманских марок. Журнал «Шпигель» помещает статью «Юридический феномен».

1977

В июне - выставка в зале Союза художников на Кузнецком мосту, которая так и не открылась ввиду отказа художника снять картину «Мистерия XX века». В июле – августе творческая командировка-«ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. Живет в таежном посёлке строителей, где за месяц с небольшим создает более двухсот работ, составивших серию «БАМ». Выставляет эти произведения в Иркутске. В преддверии работы над иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Федора Михайловича Достоевского посещает закрытую в 1918 году и разоренную Оптину пустынь. Заканчивает совместный с Александром Павловичем Поликарповым проект здания Музея в Палехе. Пишет полотна «Возвращение блудного сына», «Русская Венера». Работает над иллюстрациями к роману Ивана Андреевича Гончарова «Обрыв» для собрания сочинений писателя в 8-ми томах, выходящего в издательстве «Художественная литература» (М., 1977-1980).

1978

В марте посещает Нью-Йорк по приглашению Генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма и пишет его портрет. Портрет передается Вальдхайму в качестве дара от Советского правительства. Выходит повесть Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» с иллюстрациями Глазунова. В июне открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой представлено свыше четырехсот работ. Осенью - выставка в Токио (Япония). Работает вместе с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа над художественным оформлением оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере, премьера которой проходит с большим успехом в начале октября (постановка - Борис Александрович Покровский). Посещает легендарный остров Рюген, где находился славянский храм Аркона и где по преданию родился русин Одоакр, покоритель Рима. Получает приглашение ЮНЕСКО для создания в штаб-квартире организации в Париже панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». Пишет портрет посла Испании в СССР Хуана Антонио Самаранча и его супруги. Работает над иллюстрациями к стихам Александра Александровича Блока «Незнакомка», «Эллины» и др. Создает декорации к мюзиклу «Черная уздечка белой кобылицы» в Камерном еврейском музыкальном театре (текст на идиш – Хаим Бейдер, русский текст - Илья Рахмиэлевич Резник, музыка и постановка – Юрий Борисович Шерлинг). С большим успехом премьера проходит 10 ноября в Биробиджане, а затем – в Москве. С осени начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, возглавив мастерскую портрета.

1979

Весной проходит выставка произведений в Иваново. Вышли альбомы «Писатель и художник» (с текстом Владимира Алексеевича Солоухина) и «БАМ» (М., Изобразительное искусство). Удостаивается званием «Народный художник РСФСР». В октябре открывается выставка в Ленинграде. В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово», пишет полотна «Проводы войска», «Битва», «Хан Мамай», «Видение князей Бориса и Глеба», «Засадный полк» и другие. Присвоено звание члена-корреспондента Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона). В сентябре присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо и Барселонской Королевской Академии изящных искусств Сан Хорхе. В октябре открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, в ноябре - в Западном Берлине. По заказу Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР начинается съемка документального фильма о художнике (режиссеры Маргарита Вениаминовна Тюпкина и Дмитрий Дмитриевич Васильев), позднее уничтоженного за излишний драматизм, обилие церковной архитектуры и православный дух произведений на темы Древней Руси, Работает над иллюстрациями к стихотворениям Александра Александровича Блока «Осенняя любовь», «Голубой рыцарь», «Сирень», «В ресторане» и др.

1980 – 1989

Присуждение звания «Народный художник СССР». Совместно с супругой исполняет декорации и костюмы к опере Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине. Работает над декорациями к постановке балета на музыку Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета. Работает художником-постановщиком оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре в Москве.

Организует и становится директором Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Выставки в ключевых европейских столицах, российских и украинских городах. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Достоевского.

Творческая командировка в Никарагуа, создание серии «Никарагуанский дневник». Посещение Кубы, написание портрета Фиделя Кастро.

Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творчества.

Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

Выходит фильм о Глазунове «Художник и время».

1980

6 июня присуждается звание «Народный художник СССР». Осенью заканчивает живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию», которое становится даром СССР ЮНЕСКО. Пишет портрет Генерального секретаря ЮНЕСКО Амаду Махтара М’Боу. В октябре открывается выставка в Хельсинки (Финляндия). Продолжает работать над циклом «Поле Куликово». Совместно с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа исполняет декорации и костюмы к опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине (режиссер-постановщик - Борис Александрович Покровский). Знакомится с министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко и пишет его портрет. Создает картину «Дождь. Автопортрет с женой».

1981

По поручению Министерства культуры РСФСР организует в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, учрежденный постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля. В марте назначается его директором. Начинает работу над декорациями к первой постановке балета на музыку Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета (балетмейстеры-постановщики – Наталья Ивановна Рыженко и Виктор Викторович Смирнов-Голованов). Эскизы костюмов исполняет Нина Александровна Виноградова-Бенуа. Готовит иллюстрации к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. Присваивается звание профессора по кафедре живописи и композиции Художественного института имени В.И.Сурикова Академии художеств СССР. Вместе с Олегом Антоновичем Красовским участвует в создании зарубежного патриотического альманаха «Вече», начинающего издаваться в Германии. В Берлине проходит премьера оперы «Пиковая дама».

1982

Зимой открывается выставка в Милане (Италия). В апреле в Одессе проходит премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Ильича Хачатуряна с декорациями Глазунова и костюмами, исполненными по эскизам Виноградовой-Бенуа. Там же в марте – апреле экспонируется выставка произведений художника. 24 апреля в двух залах Тульского областного художественного музея открылась экспозиция 23 полотен Глазунова из цикла «Поле Куликово», переданных в дар Туле Министерством культуры РСФСР. Летом проходит выставка в Севастопольском художественном музее. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского, которое в том же году выходит в библиотеке «Огонька». Изданы альбомы «Задонщина» с иллюстрациями Глазунова (М., Художественная литература) и «Дар СССР ЮНЕСКО» (М., Планета). Фирмой «Мелодия» выпускается комплект пластинок «Дорога к тебе», где главы своей мемуарной повести исполняет сам автор.

1983

Продолжает работу над иллюстрациями к собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. В августе творческая двухнедельная командировка по заданию редакции газеты «Правда» в Никарагуа, где он создает около шестидесяти произведений, составляющих серию «Никарагуанский дневник». Среди них «Балерина Бланка Гуардадо», «Солдат Максимо Санчес», «Вулкан», «Масая». Пишет портрет президента Никарагуа Даниэля Ортеги, портреты «Балерина Бланко Гуардадо» и «Солдат». В Манагуа по инициативе никарагуанского правительства проходит выставка Глазунова «Телеграммы из Никарагуа», которую посещает Ортега. Работает художником-постановщиком оперы Николая Андреевича Римского-Косакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Государственном Большом театре в Москве (режиссер-постановщик - Роман Иринархович Тихомиров). Исполняет эскизы и декорации. Более пятисот эскизов костюмов, вызвавших восхищение дирижера Евгения Федоровича Светланова, создает Нина Александровна Виноградова-Бенуа. В декабре проходит премьера оперы (дирижер - Светланов). Летом в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) проходит выставка работ студентов портретной мастерской Глазунова в Институте имени В.И.Сурикова. Пишет портрет писателя Владимира Алексеевича Солоухина.

1984

Выходят альбомы «Телеграммы из Никарагуа» (М., Издательство печати Новости) и «Художник и время: Илья Глазунов» (М., Советская Россия) с текстом Олега Васильевича Волкова, автора «Погружения во тьму» - знаменитой книги воспоминаний о 28-ми годах жизни в сталинских тюрьмах и лагерях. Во время летней практики в Ленинграде посещает со студентами Новгород, Изборск и Псково-Печерскую лавру, что становится ежегодной традицией. Осенью открывается выставка в Гаване (Куба). Пишет портрет руководителя кубинской революции Фиделя Кастро, который никогда не позировал для художников и сделал исключение только для Ильи Глазунова. В сентябре отправляется в Рим по приглашению президента Италии Алессандро Пертини, чтобы написать его портрет (находится в Квиринальском дворце). Там же в Этнографическом музее открывается выставка художника. В ноябре выставка переезжает в Лиссабон (Португалия). Выставки в Йошкар-Оле, Ярославле и Горьком. Создает полотна «Гимн героям» и «После спектакля», живописный портрет писателя Сергея Александровича Высоцкого и графический - кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука.

1985

В январе мэр Мадрида Энрике Тьерно Гальван открывает выставку произведений художника в Центральном выставочном зале испанской столицы. Попадает на прием к генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, который соглашается с высказанной художником мыслью о создании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Награждается орденом Трудового Красного Знамени. Пишет вариант-повторение уничтоженного дипломного полотна «Дороги войны». В ноябре – декабре проходит выставка в Риме, в Национальном музее искусств и народных традиций, где представлено около 190 работ художника. По рекомендации Андрея Андреевича Громыко получает заказ на разработку проекта нового здания советского посольства в Мадриде. Создает триптих «Легенда о великом инквизиторе», картины «Юность Андрея Рублева», «Достоевский. Ночь», «Телефонная будка».

1986

Выходят альбомы «Илья Глазунов» (М., Изобразительное искусство) и «Образы Ф.М.Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова» (М., Планета). 24 мая трагическая смерть Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. В июне – июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творческой деятельности художника. В сентябре – октябре выставка, включающая более 600 произведений, экспонируется в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. В Мадриде начинается строительство здания советского посольства по проекту Глазунова, который также проектирует интерьеры. В декабре открывается выставка в Иркутске. Пишет полотна «Прощание», «Костры Октября», триптих «Внуки Гостомысла», «Ярославна», «Встреча Нового года», «Мать героя», «Автопортрет с семьей», «На колхозном складе», «Девочка с одуванчиком» и р.

1987

Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, которой передается историческое здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества по улице Мясницкой, 21. Весной проходит выставка в Лондоне (Англия) в Барбикан-центре. В мае посещает в Дюссельдорфе известного немецкого скульптора Арно Брекера и пишет его портрет. Летом выставка произведений художника экспонируется в Никосии (Кипр). В ноябре открывается выставка в Париже (Франция) в галерее на Елисейских полях. По приглашению барона Ханса Хейнриха Тиссен-Борнемиссе живет в Лугано (Швейцария) на вилле Фаварита, где пишет двойной портрет барона и баронессы Кармен Тиссен-Борнемиссе. Выходит фильм о Глазунове «Художник и время» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). Создает полотна «Волна», «Радуга с видением», «Детство космонавта», портреты писателя Валентина Григорьевича Распутина, поэта Андрея Дмитриевича Дементьева, журналиста-международника Томаса Анатольевича Колесниченко.

1988

В июле открывается выставка во Дворце молодежи в Москве, сборы от которой передаются художником для благотворительных целей. На ней впервые показываются картины «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и др., вызвавшие огромный зрительский интерес. В октябре с таким же успехом проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, а также в Одессе. Становится во главе кооперативного объединения «Град Китеж», призванного поощрять молодые художественные таланты. Осенью впервые в истории советского художественного образования совершает поездку со студентами в Испанию. Дает интервью испанской газете «ABC», в которой высказывает монархические взгляды и осуждает коммунизм, называет своим любимым историческим деятелем Петра Аркадьевича Столыпина. 4 ноября в «Известиях» появляется статья Владимира Леонидовича Верникова «Экспортная гласность», в которой журналист жестко критикует позицию художника. Пишет картины «Заратустра», «Озеро слез», «Окно», «Улица».

1989

В январе открывается выставка в Киеве, размещенная в залах Музея изобразительных искусств УССР. Пользуясь успехом выставки, добивается решения ЦК компартии Украины о восстановлении могилы Петра Аркадьевича Столыпина в Киево-Печерской лавре. В январе также посещает Гамбург в связи с 880-летием города. Позднее там открывается выставка художника. В апреле произведения художника экспонируются в Донецке. В октябре начинаются занятия во Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. В октябре проходит выставка в Ялте, а в ноябре-декабре – в Новосибирске. Средства от встречи с новосибирскими зрителями перечисляет на восстановление часовни, символизирующей географический центр России. Пишет картины «Павловск», «На берегах Невы. Незнакомка», «Санкт-Петербург. У Петропавловской крепости», «Архангельское» для советского посольства в Мадриде.

1990 – 1999

Поездка в Италию с группой студентов, пишет портрет папы Иоанна Павла II. Создает картины «Апокалипсис. Слепой сеятель», «Ветер», «Великий эксперимент», «Слава предкам!», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Достоевский», «Христос в Гефсиманском саду», «Моя жизнь», «Россия, проснись!» и другие.

Выставки в Перми, Свердловске, Куйбышеве, Сыктывкаре, Днепропетровске, Кисловодске, Краснодаре.

Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова». Награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Побеждает в конкурсе архитектурных проектов по реконструкции XIV корпуса Московского Кремля. По опросу ВЦИОМ назван «Самым выдающимся художником XX века». ЮНЕСКО присуждает художнику «Золотой глаз Пикассо» за большой вклад в культуру и искусство. Выставка «Храни Бог Россию» в московском «Манеже».

1990

В мае в московском Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка, на которой представлено более 400 произведений. 27 мая выставку посещает Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. В октябре выставка проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. Также в течение года выставки художника экспонируются в Воронеже, Кирове, Казани, Нижнем Новгороде и Алма-Ате. В октябре - ноябре совершает при поддержке общества Ордена иезуитов «Чевилта Католика» поездку с группой студентов своей Академии в Италию. Пишет портрет папы Иоанна Павла II, который принимает у себя делегацию художников, преподавателей и студентов. Философ Падре Дженаре читает в университетах Италии лекции о значении творчества Глазунова. Осенью также посещает Люксембург, где работает над портретами Великого герцога Жана и его супруги. Создает картины «Апокалипсис. Слепой сеятель», «Гавань», «Ветер», «Нина с ландышами», портреты певца Иосифа Давыдовича Кобзона и Олега Антоновича Красовского. Завершает полотно «Великий эксперимент».

1991

В середине марта художнику вручается серебряная медаль города Аквила (Италия) за выдающиеся достижения в области наук и искусств. Зимой – весной проходят выставки в Перми, Свердловске, Куйбышеве, Сыктывкаре, Днепропетровске, Кисловодске и Краснодаре. 15 ноября в Перми открывается Уральский филиал Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В Мадриде завершается строительство российского посольства, интерьеры которого оформлены под художественным руководством Глазунова. Осенью посещает Мадрид, где пишет портрет короля Испании Хуана Карлоса I. Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова» (режиссер – Нинель Дмитриевна Егорычева).

1992

Знакомится с Инессой Дмитриевной Орловой, которая становится помощником и верной спутницей художника. Создает картины «Слава предкам!», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Ф.М. Достоевский», «Ночь», «Христос в Гефсиманском саду» и другие. Пишет портреты Юрия Михайловича Лужкова и его жены.

1993

Ранней весной посещает деревню Бетково под Лугой, где часто бывал в детстве и юности. Согласно Указу Правительства РФ от 23 октября о создании Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, входит в ее состав. Категорически выступает против подлинности останков, поддерживая позицию Русской Православной Церкви.

1994

В июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой, помимо произведений Глазунова, экспонируются работы студентов его Академии. Выставку, в частности, посещают президент России Борис Ельцин и Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Заканчивает работу над полотном «Моя жизнь», пишет картины «Россия, проснись!», «Черный Белый дом», «Наш Санкт-Петербург. Памяти жены», «Венецианское адажио», «Изгнание из рая», «За гуманитарной помощью», «А.С. Пушкин. Накануне», «Христос воинствующий», «Весна. Спас на Нерли», «Древняя Вологда» и др.

1995

Происходит первый выпуск студентов Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. 29 мая награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. 10 июня президент Борис Ельцин подписывает указ о преобразовании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, а также назначении Глазунова ее бессменным ректором. В конце июля Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества посещают супруга Президента России Наина Ельцина и глава русского императорского дома великая княгиня Леонида Георгиевна с дочерью и внуком. Они благодарят художника за сохранение русской национальной школы высокого реализма. 23 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге открываются две выставки - «Илья Глазунов» и «Новые имена русского реализма». На второй выставке зрителям представляются работы учеников Глазунова. Пишет эпические пейзажи «Русская земля» и «Облако. Волга – русская река», портреты главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Николаевича Гусева и писателя Льва Ефимовича Колодного. В седьмой раз забаллотирован на выборах в Российскую Академию художеств.

1996

Побеждает на конкурсе архитектурных проектов по реконструкции четырнадцатого корпуса Московского Кремля. Приглашается Управлением делами Президента и лично Борисом Николаевичем Ельциным для создания интерьеров гостевой пристройки, примыкающей к Большому Кремлевскому дворцу и построенной на месте снесенного храма Спас на Бору. Назначается художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров четырнадцатого (президентского) корпуса Кремля. Создает проект оформления самолета президента России. В апреле проходит выставка в Саратове. Осенью завершается по проектам художника строительство и отделка его резиденции и мастерской в Большом Девятинском переулке в Москве. Журнал «Современник» публикует главы автобиографической книги «Россия распятая». Пишет картину «Пророк», «Портрет господина Кима» и «Портрет Жени Ким».

1997

Завершает создание проектов интерьеров 14-го корпуса Кремля. В августе открывается выставка в Оренбурге. Назначается членом комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Избирается членом-корреспондентом Российской Академии художеств. Присуждается Государственная премия Российской Федерации за работу над интерьерами в Московском Кремле. Пишет картину «Ангел-хранитель», «Царское село».

1998

Постоянно осуществляет авторский надзор над воплощением эскизов интерьеров в Московском Кремле. Пишет картину «Русская зима», «Воскрешенный Лазарь, епископ Кипрский».

1999

По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) назван «Самым выдающимся художником XX века». ЮНЕСКО присуждает художнику за большой вклад в культуру и искусство «Золотой глаз Пикассо» (медаль имени Пикассо), которую 9 сентября вручает Генеральный директор организации Федерико Майор. Мэр Москвы подписывает постановление о создании в Москве Картинной галереи Ильи Глазунова. Награждается орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. В начале ноября Глазунову вручается свидетельство Российской Академии наук о присвоении его имени одной из малых планет. Завершает работу над масштабными полотнами «Рынок нашей демократии», «Разгром храма в пасхальную ночь» и “Мистерия XX века” (вариант). Пишет картины «Автопортрет», «Русский романс», «Русь», «Христос и антихрист», «Больной. Последний лист» и др. 24 декабря открывается выставка «Храни Бог Россию» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой представлено свыше 150 новых работ, в том числе «Рынок нашей демократии» и «Разгром храма в пасхальную ночь».

с 2000 по настоящее время

Художник награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III, II, I степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования. Выходит документальный фильм о жизни и творчестве художника «Черная вода, белая льдина».

В Москве на Волхонке, 13 открывается Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова.

Награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Галерею Глазунова посещает Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский.

В московском «Манеже» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника и фотоэкспозиция «Художник и время».

Награждается Русской Православной Церковью орденом Андрея Рублева I степени.

2000

В начале февраля открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Весной, во время съемок документального фильма о жизни и творчестве художника «Черная вода, белая льдина», посещает Бетково под Лугой, места своего детства и юности. 9 июня награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства.

2001

В начале февраля в ЦДРИ открывается выставка учеников Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Избирается действительным членом Российской Академии художеств. Пишет картины «Вечерний звон», «Жуковка. Весна», «Воспоминания о матери. 1942 год. Ленинград».

2002

15 апреля на торжественном заседании в храме Христа Спасителя, посвященном 140-летию Петра Аркадьевича Столыпина, публике представляется написанный Глазуновым портрет великого реформатора. Создает эскиз, по которому его ученики Иван Ильич Глазунов, Олег Федорович Штыхно и Владимир Альбертович Штейн пишут огромное панно «Великий Китай», законченное в 2004 году (Частное собрание).

2003

Пишет полотна «Канун. 1917 год», «Закат Европы», «Новгородская деревня Гребло. Озеро Великое» и др. Выходит документальный фильм о жизни и творчестве художника «Черная вода, белая льдина» (режиссер – Сергей Львович Браверман).

2004

31 августа в Москве на улице Волхонке, 13 открывается Московская государственная галерея картинная народного художника СССР Ильи Глазунова. Ее экспозицию составляют свыше 700 живописных и графических работ художника, а также коллекция древнерусских икон, им спасенных и отреставрированных. Часть произведений передается в дар России и ее древней столице – Москве. 11 октября в Пекине в связи с 55-летней годовщиной установления дипломатических отношений между СССР и Китаем публике представляется полотно «Великий Китай». Пишет картины «Память детства. Ленинградская блокада», «Волга», «Волки» и др.

2005

В мае в стенах Российской Академии живописи, ваяния и зодчества проходит конференция, посвященная творчеству Глазунова. 9 июня награждается почетной грамотой правительства Москвы «за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения». 30 сентября в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля открывается выставка работ художника, на которой представлено около тридцати произведений. 11 октября награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования.

2006

21 декабря Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества посещает президент России Владимир Владимирович Путин, который дает высокую оценку деятельности Глазунова и руководимому художником учебному заведению.

2007

12 марта в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве открывается выставка работ учеников и профессорско-преподавательского состава Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, приуроченная к 20-летию со дня основания Академии и включающая свыше тысячи произведений. 3 октября в Вологодской областной картинной галерее открывается выставка «Россия Ильи Глазунова». 13 декабря награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». 15 декабря Галерею Глазунова посещает Святейший Патриарх Алексий II, поздравивший художника с 50-летием творческой деятельности. 24 декабря выставка произведений художника открывается во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Пишет пейзаж «Ростов Великий», «Натюрморт».

2008

26 февраля Галерею Глазунова посещает митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. 17 октября в Саранске в залах музея имени Степана Дмитриевича Эрьзи открывается выставка произведений Глазунова. Пишет пейзаж «Кижи». В ноябре принимает участие в телепроекте «Имя России», представляя зрителям историческую фигуру Ивана Грозного.

2009

10 июня Московскую государственную галерею народного художника СССР Ильи Глазунова посещает премьер-министр Владимир Владимирович Путин, а Российской Академии живописи, ваяния и зодчества присваивается имя художника. Пишет полотна «И снова весна», «Моя юность. Лахта», «Русская песня», «Летний день», «Поэт А.А. Блок и Незнакомка» и др.

2010

23 апреля в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества проходит международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию ее основателя и ректора. 21 мая в музее современного искусства «Kiasma» (Хельсинки) открывается выставка произведений художника, на которой представлено около 30 работ из частных коллекций: портреты, пейзажи, сюжетные произведения. Выставка работает до августа. Затем ее показывают на западе Финляндии, в городе Вааса. 27 мая в Центральном выставочном зале Москвы «Манеж» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника, а также фотоэкспозиция «Художник и время», отражающая страницы его жизни. Экспонируется более пятидесяти новых полотен, включая масштабное полотно «Раскулачивание», отражающее трагедию русского крестьянства. 10 июня награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность. 14 октября наносит визит в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, встречается с Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. 4 декабря награждается Русской Православной Церковью орденом Андрея Рублева I степени во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения. Пишет картины «Суздаль», «Несение креста», «Райские птицы Древней Руси. Сирин и Алконост», «Мегаполис», «Жар-птица», «Портрет настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона» и другие.

2011

4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге открывается юбилейная выставка, где экспонируется около 120 произведений. По многочисленным просьбам зрителей продлевается на неделю. Пишет полотно «Изгнание торгующих из храма».