Мне всегда жилось одинаково нелегко

Ольга Шаблинская

— Илья Сергеевич, сегодня многие деятели культуры говорят: после советского периода россиянам нужно «выдавливать из себя по капле раба», чтобы обрести внутреннюю свободу…

— Общеизвестен звучащий с XVIII в. лозунг «Свобода, равенство, братство». На знамёнах всех европейских революций и самой страшной в истории России февральской-октябрьской революции 1917 года были начертаны эти три слова.

Что касается равенства, здесь и говорить нечего. Нет ни одного одинакового листика на дереве, и даже песчинки в пустыне не похожи друг на друга. «Братство» у революционеров-атеистов звучит ещё более вызывающе. Если Бога нет, о каком братстве может идти речь? Также неприемлемо для меня утверждение Маркса, что история человечества есть борьба классов. Даже современник К. Маркса премьер Англии Дизраэли утверждал: «История есть борьба рас и религий». Неслучайно наш провидец гениальный писатель Ф. М. Достоевский процитировал эти слова в «Дневнике писателя».

Существуют понятия: «свобода от» и «свобода для». Сегодня у нас, да и во всём мире «свобода для». Для пропаганды, отрицающей любовь к Отечеству, для порнографии, для наркомании…

Вы затронули очень сложную тему свободы… Мне всегда жилось одинаково нелегко. Моя первая выставка состоялась, когда я ещё был студентом Ленинградского института им. Репина. После моей выставки в 1957 г. в ЦДРИ западные газеты писали, что она была подобна разорвавшейся бомбе, нанёсшей удар по идеологии социалистического реализма. Это было во времена лживой хрущёвской оттепели… Глазунов стал именоваться «диссидентом № 1».

— Но сегодня-то Глазунову грех жаловаться на изоляцию. У вас есть академия, галерея…

— Как художник я был, есть и буду всегда свободным. Невольно вспоминаю, как одна итальянская газета назвала меня «художником, плывущим против течения». Сегодня, когда господствует и поддерживается всё разлагающее и столь чуждое моему творческому мировоззрению авангардное «современное искусство», я, как всегда, против многих.

Когда в области культуры не существует государственной политики, когда не-искусство выдаётся за искусство, о чём тут говорить?! Почему перевёрнутый унитаз с приклеенной пачкой «Мальборо» должен называться скульптурой «Зов космоса»?! Я не отказываюсь ни от одной своей картины, ни от одной своей статьи, ни от одного своего поступка. Никогда не предавал, но часто бывало так, что предавали меня… Все мои картины, а их несколько сот, я подарил России и Москве.

Я счастлив, что академия, которую создал, существует 25 лет. С гордостью могу сказать, что мы - последний бастион русской европейской школы. А школа - это крылья, благодаря которым художник может лететь к духовным вершинам искусства.

— В последнее время преступность молодеет, детская жестокость стала огромной проблемой для страны. Откуда она берётся, эта жестокость, где её истоки?

— Многие десятилетия на всей территории СССР ставились памятники Павлику Морозову, мальчику, который предал своего отца… А сколько миллионов наших достойнейших сограждан были расстреляны или заполнили лагеря. Культивировалась называемая «классовой борьбой» ненависть друг к другу. Доносительство, злоба и недоверие… А в наши дни… Страшная пропасть разверзлась под ногами нашего общества, когда три бывших коммуниста подписали в Беловежской Пуще договор, а точнее - приговор о самоубийстве великой державы. После призыва Ельцина каждому забрать как можно больше суверенитета началась война всех против всех!

«Шоковая терапия» проводилась внуками сподвижника Ульянова-Ленина. Звучало по-ленински: грабь награбленное! И они стали грабить то, что принадлежало нам всем, государству… Продавали за копеечные ваучеры заводы, фабрики, предприятия и недра великой России, созданной многовековым трудом доблестных предков русского народа.

Новой, с позволения сказать, национальной идеей стал рынок, где продавалось всё и вся: Родина, честь, достоинство, верность долгу. На души новых граждан России и прежде всего на её молодёжь и детей обрушилась бешеная, неукротимая волна насилия и предательств. Мы стали жить в виртуальном мире голливудских маньяков, убийц, преступной порнографии и вседозволенности.

Государствообразующий народ - великий русский народ - был отброшен за черту нищеты и демографического вырождения. Наша история была переврана. А ведь ещё А. С. Пушкин сказал, что не хотел бы иметь другой истории русского народа, кроме той, которую дал нам Бог. Различные фонды, в том числе фонд Сороса, печатали учебники истории для наших школ, где история русского народа уничтожалась и осмеивалась.

Сегодня наша задача - взрастить национально-волевую элиту, жизненной целью которой будет возрождение нашей когда-то великой державы. В этом будет честь, доблесть и достоинство нашего молодого поколения. Россия устала от реформ, оборачивающихся зачастую не благом, а неоправданным ущербом для науки, экономики и культуры нашей страны, пережившей перестройку, «шокотерапию», демократический спад, неуверенность большинства наших граждан в завтрашнем дне. Я, восстановивший в Киеве в 1989 г. могилу премьер-министра П. А. Столыпина, закатанную под асфальт, испытал чувство благодарности к Путину, когда в 2011 году у Дома правительства в Москве он заложил камень памятника этому великому реформатору, слова которого общеизвестны: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Родина - это наша мать. Легко любить Родину, когда она здорова и богата! Не тот истинный сын, кто будет горько плакать над больной матерью, а тот, кто сделает всё, что может, для её выздоровления. Это и есть патриотизм…

Предавшие её дети и покинувшие в горький час достойны позора и презрения. Наша задача - возрождение великой России. Разве может быть что-нибудь выше этой цели для русского человека! А русский - тот, кто любит Россию.

Теги:   свободанародродинаглазунов